Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Цикл лекций «Экспериментальные музыкальные инструменты», лектор — Борис Шершенков. Лекция 2: Практика экспериментального инструментостроения: акустика.
В рамках второй лекции цикла будут рассмотрены различные направления новой музыки и акустические инструменты, созданные для её исполнения: как возникновение микротональной музыки привело к созданию четвертитонового фортепиано и ультрахроматического полихорда, а эмансипация шума в музыке футуристов – к созданию механоакустических шумовых генераторов; что такое «подготовленное фортепиано» и зачем модифицируются и реконструируются классические инструменты, как отличить музыкальный инструмент от звуковой скульптуры и многое другое.
Традиционные способы звукоизвлечения с использованием колебаний твёрдых тел, столба воздуха в трубах или натянутых струн и мембран, как и музыкальные инструменты на их основе, известны уже несколько тысячелетий — так, например, возраст самых древних из найденных археологами флейт превышает 20 000 лет. Технически подобные инструменты, как и любые другие орудия труда, постоянно совершенствовались в течение этого времени, и современные флейты, которые можно увидеть в оркестре, сильно отличаются от своих предков по диапазону и исполнительским возможностям, но их базовая конструкция, как и у струнных и ударных, претерпела лишь незначительные изменения.
Однако уже к началу ХХ века, параллельно с индустриализацией, появлением новых материалов и распространением электричества, возникает множество новых технологических и музыкальных идей, требующих специализированных приспособлений для их реализации – экспериментальных инструментов, в которых классические принципы звукообразования интерпретировались нестандартно или использовались совершенно новые способы генерации звука.
Лектор Борис Шершенков — инженер и звуковой художник, кандидат технических наук, медиаархеолог и конструктор музыкальных инструментов. Занимается разносторонней деятельностью в сфере экспериментальной электроники и саунд-арта и известен как автор ряда звуковых инсталляций и перформансов и куратор концертных программ, выставок и образовательных проектов. Как музыкант активно работает в направлениях лайв-электроники и электроакустической импровизации, как сольно, так и в коллаборациях с такими российскими и зарубежными музыкантами, как Сергей Филатов, Константин Самоловов, Илья Белоруков, Сергей Костырко, Harald Fetveit (Norway), Pascal Pellan (France), Fredrik Rasten (Norway), Ryoko Akama (UK/Japan) и другими. Участник множества фестивалей экспериментальной и электронной музыки, таких как Подготовленные среды (Москва), Темные звуки в белые ночи (СПб), Апозиция (СПб), Геометрия настоящего (Москва), Шум и ярость (Москва), Электромеханика (СПб), Mediaspank (СПб), Киберфест (СПб) и др. Звуковые и аудиовизуальные работы демонстрировались на выставках и фестивалях в Санкт-Петербурге, Москве и Линце, а созданные им объекты можно увидеть в экспозиции Музея Звука в Санкт-Петербурге и Государственного музея музыкальной культуры в Москве.